Лизинг – как сектор принял удар пандемии

Росстат представил данные по итогам 3 кварталов текущего года. Показатель грузоперевозок сократился не так существенно по сравнению с прошлым годом – на 6,6 процентных пункта. Куда сильнее пострадали пассажирские перевозки – на 45 процентов. Отдельно отмечается, что транспортная авиация потеряла более половины пассажирооборота.

Снижение выручки транспортного сектора негативно повлияло на лизинговые компании. Им пришлось идти навстречу клиентам и проводить реструктуризацию задолженности. Платежи по авиационному лизингу, который пострадал сильнее всего, перенесли на будущий год. При этом в данной категории провели реструктуризацию всех платежей. А вот реструктуризация по другим видам затронула менее четверти от общего портфеля. Компании, входящие в ТОП-30, отметили, что к октябрю 2020 года удовлетворили почти 90 процентов клиентских заявок на проведение реструктуризации.

Из-за отсутствия лизинговых платежей у многих компаний появились серьезные проблемы. У них образовался отрицательный разрыв между входящим потоком денег и исходящими платежами на обслуживание имеющегося долга и другие различные расходы. В наибольшей степени пострадали монопродуктовые компании и предприятия, которые специализируются на Ж\Д транспорте. По итогам 3 кварталов нынешнего года совокупный дефицит ликвидности и у пострадавших компаний составил порядка 40 миллиардов рублей. Эксперты уверены, что показатель останется на таком уровне как минимум в первые месяцы 2021 года.

Выручка лизинговых компаний стремительно упала. Одна из причин – массовая реструктуризация задолженности. Из-за этого они сами не могут обслуживать свои долги. В некоторых компаниях задолженность достигла половины валовых расходов. Возможно, ситуация была бы еще хуже, если бы не помощь Центробанка, который в апреле текущего года дал банкам право не формировать допрезервы на потенциальные потери по реструктурированным кредитам лизинговым компаниям.

По итогам 3 кварталов нынешнего года объем кредитных требований ключевых банков к лизинговым компаниям превысил показатель в 1,5 триллиона рублей. Если брать суммарный объект реструктурированных кредитов в 14 крупнейших банках РФ, то он составил 7 процентов от совокупных требований (сумма – более 100 миллиардов рублей). Эксперты сразу заметили, что в лизинговом секторе мало реструктурировано кредитов (например, по рынку показатель составляет 14 процентов). Причину можно искать в том, что финансирование наиболее крупными банками связанных с ними лизинговых компаний осуществляется через посредников. При этом процент одобрения на реструктуризацию долга в секторе лизинга очень высокий – 93 процента.

Как восстановить сектор?

В России, в отличие от многих других стран, поддержка лизинга носит постоянный характер. Достаточно сказать, что каждый год государство выделяет до 30 миллиардов рублей, предназначенных для лизинговой деятельности. При этом объем субсидирования сопоставим с помощью, скажем, рыболовству. Эксперты отметили определенную тенденцию, которая берет начало в 2018 году. Теперь государство охотнее поддерживает отдельных лизингодателей.

В нынешнем году правительство заложило в бюджет 24 миллиарда рублей, которые будут направлены в качестве прямой и косвенной поддержки компаниям, занимающимся лизинговой деятельностью. В данную сумму не входят государственные гарантии по кредитам и облигациям (по ним точной суммы нет). В 2021 году компании получат вдвое меньше помощи – около 11 миллиардов.

Что входит в меры, предпринимаемые государством?

  • Поддержка конкретных лизингодателей, которые тесно взаимосвязаны с государством. В качестве примера можно привести ПАО «Государственная лизинговая компания», которую Министерство транспорта включило в реестр системообразующих предприятий.
  • Стимулирование роста продаж в отраслях, которые пострадали больше всего от коронакризиса. На программу льготного автомобильного лизинга в текущем году выделено 8 миллиардов, на субсидии для компенсации части затрат авиационных компаний – 5 миллиардов. Ожидается, что в 2021 году они получат уже 9 миллиардов. Помощь оказана и Ж/Д компаниям, которые занимаются организацией пригородных перевозок. Им выделили 3,2 миллиарда рублей.

Пандемия нанесла мощный удар по представителям малого и среднего бизнеса. Весной текущего года правительство поддержало предприятия, введя временные кредитные каникулы. Плюс была еще одна мера поддержки: банки получили возможность рефинансирования под кредиты предприятий малого и среднего бизнеса на льготных условиях с лимитом в полтриллиона рублей.

Кстати, подобную помощь МСП оказывали и в странах ЕС. В отчете, представленном Европейским банком управления, можно заметить, что кредитные каникулы были представлены сразу по нескольким финансовым продуктам и категориям заемщиков, в числе которых значились и самозанятые граждане. В некоторых странах ЕС была введена поддержка и для клиентов, у которых есть задолженность по ипотеке.

Эксперты отметили, что в РФ поступали обращения от клиентов лизинговых компаний с просьбой представить лизинговые каникулы. На сегодня размер лизингового портфеля предприятий малого и среднего бизнеса составляет порядка 1 триллиона рублей. Но сейчас предоставление лизинговых каникул невозможно из-за отсутствия контроля непосредственно над лизинговыми компаниями. 

Наблюдения во время коронавирусного кризиса

В России можно отметить следующую особенность: около 50 процентов кредитов лизинговым компаниям приходится на организации, которые аффилированы непосредственно с кредиторами. Как следствие, системные неплатежи маловероятны.

Эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию в РФ с турецким лизинговым сектором. Согласно отчету агентства «FitchRatings», в Турции 90 процентов активов лизингового сектора приходится на 10 компаний, которые принадлежат банкам. Поэтому в случае возникновения кризисной ситуации им оказывается компетентная поддержка. Аналогичная ситуация отмечается и в российском лизинговом секторе. Крупнейшие лизинговые компании страны представляют собой либо «дочки» кредитных компаний, либо входят непосредственно в состав финансовых групп. Либо третий вариант – они сами являются холдинговыми компаниями для банков.

Эксперты расценивают такую ситуацию двояко. Положительный момент – лизинговые компании в случае возникновения кризиса быстро могут получить от банков материальную помощь и удержаться на плаву. Отрицательный момент – компании, не связанные с банками, могут серьезно пострадать и уйти с рынка. Как следствие, вырастет рыночная концентрация.

Есть еще один интересный факт: укрепление лизинговых организаций, которые входят в структуру кредиторов, приводит к потере их прозрачности. В частности, такие компании не раскрывают свою отчетность публично. Поэтому у финансовых властей попросту нет официальной информации о качестве портфеля, стоимости лизинга и других параметрах. В таких условиях отсутствия прозрачности проблематично оценивать, насколько меры поддержки качественны.

Получается, что прозрачность деятельности лизинговых компаний стала тем самым камнем преткновения в период распространения коронавирусной инфекции. Эксперты резонно задают вопрос, а как можно использовать эффективные поддерживающие меры, если нет точной информации о получателях помощи? Отсутствие прозрачности может оказать негативный эффект и в будущем, когда зайдет речь об эффективном распределении финансовых ресурсов. А точная статистика и возможность правильно оценивать риски нужны не только контролирующим органам, но и инвесторам и кредиторам.

В 4 квартале нынешнего года эпидемиологическая ситуация ухудшилась. По оценкам самих участников рынка, объем реструктуризации лизинговых договоров могут возрасти до 30-35 процентов от общего портфеля. А это значит, что актуальность в наличии прозрачной деятельности возрастает. Необходимы точные данные по рынку. Эксперты уверены, что ситуацию поможет исправить планируемая реформа рынка лизинга. Уже сейчас проект разработан и внесен на рассмотрение в Госдуму.