Сейчас очень популярным инвестиционным инструментом является вложение в микрофинансовую организацию. В отличие от банков, МФО предлагают более высокие проценты в среднем. Причем порой прибыль может достигать 20-30 процентов в год. Это выгодное предложение, если проводить сравнение, скажем, с ТОП-банками. Однако при инвестировании в микрофинансовую организацию имеется риск потери денежных средств. Регулятор постоянно выявляет мошеннические организации. Причем их схема работы удивляет своей простотой. Сначала они дают мощную рекламу, предлагая высочайшие проценты, а затем руководство внезапно исчезает, и компания закрывается. Недавний пример с «Кэшбери» наглядно продемонстрировал уязвимость рынка. Даже ЦБ предупреждал, что вероятнее всего, речь идет о финансовой пирамиде, но граждане не слушались и вкладывали в МФО огромные деньги.
Поэтому задача человека – правильно выбрать МФО для инвестирования. Если есть деньги, и Вы уже решили, что они будут вложены в микрофинансовый сегмент, тщательно взвесьте все «за» и «против». Не следует доверять рекламе – мошенники используют маркетинговые «фишки» как наиболее надежный инструмент привлечения клиентов. Рассмотрим семь наиболее важных и первостепенных критериев при выборе.
1. Наличие лицензии
Микрофинансовые и микрокредитные компании обязательно должны находиться в реестре Центрального Банка. Ни в коем случае не рассматривайте вариант с МФО, которая туда не входит! Сейчас в перечень входят чуть менее 2 тысяч организаций. При этом на рынке работают гораздо больше кредитных учреждений. Организации без лицензии выявляются систематически, но искоренить их полностью не представляется возможным. Реестр можно найти непосредственно на сайте Центрального Банка. Либо просто введите соответствующий текст в поисковой запрос.
2. Заточенность официального сайта под клиента
Официальный интернет-портал микрофинансовой организации должен быть адаптирован именно под клиентские предпочтения. Важно, чтобы присутствовали ответы на все первостепенные вопросы, были указаны контактные данные и другая актуальная информация. Огромным плюсом является наличие официальной документации на сайте, подробных условий инвестирования. С опаской относитесь к тем ресурсам, которые акцентируют внимание на быстром заработке. Обычно такие сайты имеют скудное наполнение, задача руководства компании – поскорее привлечь инвестора.
3. Развитость
Если речь идет о солидной МФО, бояться нечего. Хорошая микрофинансовая компания имеет внушительную сеть филиалов, точки располагаются в различных городах и других населенных пунктах. Убедитесь, что МФО имеет мощную систему кредитования. Как это сделать? Ознакомьтесь с отзывами на различных площадках, изучите рейтинги на интернет-порталах, которые являются посредниками, либо просто выкладывают актуальную информацию о положении дел на микрофинансовом рынке. Развитые МФО действительно предлагают выгодные условия при инвестировании.
4. Присутствие в различных независимых рейтингах
Конечно, если рейтинг находится на официальном сайте компании, это ни о чем не говорит. По крайней мере, должен быть указать источник, откуда взяты данные. Клиенту важно убедиться, что рейтинг составлен профессионалами, а не сотрудниками компании, которые хотят таким образом привлечь клиента. Изучите, например, пять ТОП-сайтов по запросу «независимый рейтинг МФО». Если попадете на информацию от ведущих СМИ, это будет огромным плюсом. Ведущие эксперты не будут нахваливать МФО просто так. Они обязательно рассмотрят ее положительные и отрицательные стороны касаемо инвестирования.
5. Реальность дохода
Когда компания предлагает доход свыше 30 процентов в год, задумайтесь. Эксперты в один голос говорят о том, что высокие цифры – показатель нерентабельности. Кто будет работать себе в ущерб? Если Вам столько предлагают, есть высокая вероятность, что речь идет о фирме-однодневке. Никто не гарантирует, что завтра она не закроется, получив Ваши деньги. Статистика четко показывает, что высокие проценты зачастую предлагают именно мошенники. Причем они акцентируют внимание именно на той прибыли, которую Вы получите. О рисках и прочей дополнительной информации нигде не указывается. Как правило, клиенты «клюют» именно на потенциальную прибыль. Опять же, выше была упомянута МФО «Кэшбери». На текущий момент она собрала несколько миллиардов, вот только пока инвесторам кроме обещаний ничего не дали.
6. Кто является учредителем и крупным вкладчиком?
Найдите имена, изучите их. Если в списке есть крупные предприниматели, финансисты, компании, это огромный плюс. Это свидетельствует о надежности компании. Конечно, если ее рекламируют известные люди, это мало о чем говорит. Просто руководство не пожалело денег на крутую маркетинговую кампанию. Но в целом речь идет о банальной рекламе. А вот присутствие известных имен в списке учредителей или вкладчиков – именно показатель солидности. Если предприниматель-миллионер вкладывает деньги в МФО, значит, он уверен в успехе проекта. Почему бы не попробовать свои силы и Вам? С учетом, что и вышеперечисленные критерии тоже присутствуют.
7. Открытая бизнес-модель
Клиенты имеют право получить бухгалтерскую отчетность по официальному запросу. Если МФО с охотой предоставляет документацию, это хорошо. Прозрачная бизнес-модель свидетельствует о том, что компании нет необходимости что-то утаивать от клиентов. Руководство стремится показать себя в лучшем свете. Когда запрос инвестора отклоняется, стоит призадуматься. Либо компания просто не заинтересована в привлечении капитала, либо речь идет о мошеннической структуре (что более вероятно).
Это семь важнейших критериев. Если МФО соответствует всем, то смело выбирайте ее для инвестирования. Ни одна мошенническая организация не сможет соответствовать им. Судите сами, вряд ли известный бизнесмен вложит деньги в откровенно рискованный проект. К тому же получить лицензию ЦБ в принципе сложно. Не говоря уже о том, что стать ее обладателем мошеннической МФО нереально. Каждая компания тщательно проверяется.