За первые три квартала текущего года Центральный Банк получил порядка 185 тысяч жалоб от потребителей услуг финансового рынка страны. Это более чем на 4 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Как обычно, большая часть обращений связана с деятельностью банков. На данные финансовые учреждения пришлось около 57 процентов от всех поданных в ЦБ заявок. За три квартала текущего года набралось свыше 100 тысяч жалоб на деятельность банков. Большую часть обращений составляют претензии по поводу потребительского кредитования и ипотеки (39 и 10 процентов соответственно). В Центробанке отметили, что количество жалоб по этим продуктов снизилось. Например, по ипотеке уменьшение произошло сразу на 5 процентов.
Сократилось число жалоб на некредитные финансовые организации. Причем уменьшение весьма серьезное – на 15 пунктов, если сравнивать с тем же периодом прошлого года. Всего поступило порядка 68 тысяч жалоб. Большая часть традиционно связана со страховым делом. Хотя, если сравнивать с предыдущим годом, то в данном сегменте наблюдается существенное сокращение жалоб – более чем на 37 процентов. Страховые компании хорошо потрудились в нынешнем году, совершенствуя качество сервиса. Уменьшение количества жалоб более чем на треть яркое тому доказательство.
А вот претензий в отношении микрофинансовых организаций стало больше, несмотря на все усилия регулятора по приведению рынка в порядок. Россияне подали в ЦБ свыше 21 тысячи жалоб за первые три квартала текущего года. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то наблюдается увеличение числа претензий сразу на треть (на 33,3 процента). Ни в каком другом сегменте финансового рынка нет таких показателей роста. Правда, наибольший рост жалоб приходится на первую половину 2019 года. Регулятор отметил, что ближе к концу лета число претензий стало стремительно сокращаться.
Если говорить о претензиях конкретнее, то большая часть связана с тем, что микрофинансовые организации начисляют проценты, нарушая законодательство. Сейчас МФО вынуждены соблюдать все требования по предельной процентной ставке и максимальной переплате по займу. Но, как отметили в ЦБ, далеко не все микрофинансовые организации следуют правилам. И количество обращений клиентов МФО говорит о том, что регулятору необходимо принимать дополнительные меры, чтобы привести рынок в порядок.