Центробанк опубликовал статистические данные по поводу обращений со стороны граждан. В первом квартале текущего году регулятору уже поступило почти 70 тысяч обращений. Для сравнения, за тот же период 2018 года было подано на 1,5 заявок меньше. То есть в процентном соотношении рост составил чуть более 2 процентов. Эксперты связывают увеличение количества жалоб с тем, что ЦБ активно работает с гражданами, в том числе посредством онлайн-сервисов. Конечно, влияние оказывает и то, что кредитные учреждения по-прежнему не могут справиться с тем, чтобы уладить конфликт с заемщиками самостоятельно.
Больше половины жалоб пришлись на кредитные учреждения. Почти сорок тысяч заявок. Увеличение в процентном соотношении составило 4,5 процента. В большинстве случаев жалобы в ЦБ были связаны с хранением депозитов, с условиями, по которым можно было сделать вклады. По-прежнему много обращений по поводу потребительских кредитов. Люди недовольны обслуживанием и условиям. Хотя кредитные учреждения неоднократно подчеркивали, что в этом сегменте наводится порядок. Однако в реальности дело обстоит по-другому. 38 процентов всех жалоб на кредитные организации приходится именно на потребительские кредиты.
Сохранилась тенденция роста числа обращений к регулятору по поводу микрофинансирования. Почти 7 тысяч жалоб в ЦБ касались именно микрофинансовых организаций. В этом сегменте прирост количества обращений налицо. В прошлом году жалоб было подано на 33 процента меньше. Половина всех обращений связана с просроченной задолженностью. Заемщики по-прежнему недовольны тем, какие методы используют микрофинансовые организации, чтобы вернуть деньги. Кстати, в процентном соотношении число таких жалоб уменьшилось. Если в прошлом году оно составляло 60 процентов от общего числа обращений, то в первом квартале 2019 года уже равняется 52 процентам.
Увеличилось количество жалоб в ЦБ от клиентов, недовольных начисленными процентами по кредитному договору. Напомним, что в этом году введены новые ограничения, и они уже действуют. Но не все микрофинансовые организации смогли быстро под них адаптироваться. Как следствие, число жалоб по начислению процентов увеличилось до 22 процентов (от общего числа обращений по поводу деятельности МФО). По итогам первого квартала прошлого года показатель был на 2 процента меньше. Эксперты уверены, что после введения июльских ограничений число жалоб в данном сегменте еще увеличится.