В последнее время активно обсуждалась возможность ужесточения рекламы для микрофинансовых организаций. Даже был инициирован законопроект. Планировалось, что в законодательство будут введены поправки, которые ужесточат контроль над рекламой услуг микрофинансовых организаций. Однако депутаты ГД решили не принимать данный закон, мотивировав отказ вполне логичными причинами. Они уверены, что нынешних норм достаточно для того, чтобы клиент получил исчерпывающую информацию о микрозайме. Таким образом, депутаты как бы лишний раз дали понять, что проблемы, которые возникают у заемщиков с МФО, связаны именно с отсутствием финансовой грамотности. Об этом неоднократно говорили и финансовые эксперты. Ведь Центральный Банк тщательно регулирует деятельность кредиторов. Они и так, что называется, под колпаком.
Авторы законопроекта рассчитывали, что депутаты примут закон, и он станет более жестким по отношению к кредиторам. Предлагалось ужесточить рекламу следующим образом:
- В любом рекламном ролике МФО должна сообщать о размере дневной процентной ставки, чтобы гражданин сразу мог прикинуть, какова будет переплата по микрокредиту.
- Указывать в рекламе полную информацию о суммах и сроках кредитования.
- Сообщать в рекламе весь список дополнительных расходов, которые предстоят заемщику после оформления микроссуды.
Авторы хотели, чтобы закон помог заемщикам избежать слишком высоких расходов. Ведь не секрет, что многие граждане подписывают кредитный договор, не имея полного представления о том, сколько в итоге придется платить. Для заемщиков дополнительные расходы всплывают неожиданно. Авторы законопроекта уверены, что их инициатива позволила бы избежать многих проблем с микрофинансовыми организациями. Заемщики уже после ознакомления с рекламой могли бы иметь представление о кредитном продукте. В таком случае не пришлось бы слушать красивые речи сотрудников МФО.
Почему закон не был принят? Выше была указана основная причина – введение поправок нецелесообразно, нынешние нормы вполне соответствуют международным стандартам. Среди других причин можно отметить проблематичность исполнения. Ведь если представить, что закон принят, то тогда микрофинансовым организациям пришлось бы тратить гораздо больше денежных средств на рекламу. Ролики бы увеличились по времени (все-таки информации стало бы больше).
Сейчас еще нет информации о том, какая реакция у авторов закона на полученный отказ. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что закон об ужесточении рекламы для МФО вряд ли будет принят в ближайшее время. Во-первых, большинство депутатов Государственной Думы выступило против. Во-вторых, нынешний закон работает хорошо. Люди, читающие условия микрокредитного договора, никогда не попадают впросак. В-третьих, реклама – всего лишь способ ознакомиться с кредитным продуктом поверхностно. Всю актуальную информацию клиент может получить в офисе, либо на официальном интернет-портале компании-кредитора.