Сотрудники аналитического центра «НАФИ» составили портрет среднестатистического российского заемщика. Для того чтобы он как можно больше соответствовал реальности, был проведен опрос в различных городах страны. Кроме того, учитывались предоставляемые ведущими микрофинансовыми организациями данные. Такие сведения на самом деле очень ценны в первую очередь для МФО, считают в компании «Money Click». Дело в том, что это позволяет в дальнейшем создавать продукты, которые в большей степени ориентированы именно на среднестатистического заемщика, при этом не забывая о разных категориях граждан.
Портрет заемщика
Информацией со СМИ поделилась Гузелия Имаева, которая является генеральным директором агентства:
- Услугами микрофинансовых организаций почти в два раза чаще пользуются женщины. Соотношение примерно 65 на 35 процентов.
- У 25 процентов всех заемщиков размер микроссуды превышает их доход (в месяц).
- Размер регулярных платежей, необходимых для оплаты задолженности, составляет около 25-30 процентов от ежемесячной заработной платы клиента.
- Каждый второй клиент МФО не знает, какая у него годовая процентная ставка. В основном люди интересуются комиссией, которая взимается ежедневно (это актуально именно для микрофинансовых организаций). Около 20 процентов заемщиков, согласно опросам, вообще затруднились ответить о процентной ставке.
- В столице среднестатистический заемщик – человек в возрасте от 30 до 45 лет. В эту возрастную категорию попадает около половины от общего числа клиентов. А в других, менее развитых городах видна тенденция к омоложению. Средний возраст заемщика не превышает 30 лет. Именно молодежь чаще берет микрокредиты, чтобы решить свои проблемы.
- В столице средний семейный доход клиентов микрофинансовой организации равняется 80 тысячам рублей. А вот в менее развитых городах показатель заметно ниже. Люди зарабатывают не более 50 тысяч рублей. При этом среди клиентов МФО встречаются и те, кто зарабатывает в месяц 15-20 тысяч рублей.
В МФО «Money Click» считают предоставленные «НАФИ» данные очень полезными для создания финансовых продуктов. Эксперты могут опираться на информацию, предоставленную аналитическим центром, чтобы адаптировать займы под конкретные требования заемщика. Например, очевидно, что в маленьких городах ссуда необходима для покупки продуктов, различных предметов первой необходимости. Обычно такие займы называются «до зарплаты». Плюс в регионах МФО актуально создавать специальные льготные продукты – например, для бюджетников или пенсионеров.
В «Money Click» считают, что со временем среднестатистический портрет заемщика немного поменяется. Не последнюю роль в этом сыграет регулятор. Так как общая переплата по займу перманентно снижается, то все больше людей смогут взять ссуду на приемлемых условиях. В любом случае за сведениями, которые предоставляет «НАФИ», следует пристально следить. И не только микрофинансовым организациям, но и их многочисленным клиентам.