В последние дни стали поступать сообщения от клиентов «Сбербанка» — они стали жертвами мошенников. Люди активно делятся своими проблемами посредством социальных сетей. Эксперты отметили, что способ, используемый мошенниками, очень простой, но вместе с тем невероятно эффективный. Сейчас на него по-прежнему попадаются не только малоопытные пользователи услуг «Сбербанка», но и знающие граждане, имеющие неплохой доход. Что интересно, мошенники ищут жертв не точечно, они стараются «обчистить» всех, вне зависимости от возраста и социального положения.
Как действуют мошенники?
Мошенники звонят на телефон клиента «Сбербанка» и представляются сотрудниками некой объединенной финансовой службой безопасности. Кстати, такого ведомства вообще не существует. Клиенту говорят, что с его карточки совершены сомнительные операции, и в целях безопасности их необходимо отменить в срочном порядке. Но перед этим мошенники предлагают сверить данные, в том числе о том, сколько денежных средств осталось на счету, и так далее.
Что именно нужно аферистам?
Один из руководителей «Локо Банка» Андрей Люшин ответил на вопросы журналистов относительно того, что нужно мошенникам: «Во-первых, им необходимо узнать у гражданина код, который приходит посредством СМС-сообщения. Затем с его помощью они без труда переведут все деньги с карточки к себе. Держателю «пластика» они говорят, что код нужен для того, чтобы отменить подозрительную транзакцию. Во-вторых, аферистам необходимо и кодовое слово. Его владельцы карточки называют при оформлении «пластика». Кодовое слово нужно для списывания денежных средств с чужого счета. При наличии данных паспорта конкретного гражданина это сделать очень просто».
Почему граждане верят мошенникам?
На дворе 2019 год, и, казалось бы, трудно придумать какие-то эффективные способы кражи денег с карточки. Но люди все-таки попадаются на удочку мошенников. Эксперты рассказали, почему именно это происходит:
- Аферисты акцентируют внимание на имена и фамилии, а также на различные должности. Они стараются продемонстрировать, что клиент «Сбербанка» имеет дело с профессионалом, который заботится о сохранности его денег.
- Звонки раздаются с городских номеров. Клиенты прекрасно знают, что зачастую сотрудники «Сбербанка» звонят именно с таких номеров.
- Мошенники много раз говорят слово «безопасность». Они стараются всеми силами донести, что «банк» старается помочь своему клиенту.
- Аферисты знают о клиенте слишком много, они владеют персональной информацией. Это внушает доверие. Разумеется, человеку и не приходит мысль, что его личными данными завладел посторонний гражданин. А ведь в век интернет-технологий это сделать не так сложно.
Почему мошенники владеют личной информацией других граждан?
Один из представителей РОЦИТ, Татьяна Голубовская, считает, что нет ничего сложного в получении персональных данных: «Сейчас паспортные данные можно беспроблемно получить из внутренних баз интернет-порталов, которые занимаются сбором информации, но при этом очень плохо защищают ее. В качестве примера можно привести сайты, посвященные знакомствам в Интернете или онлайн-играм».
Еще мошенники могут воспользоваться другим способом кражи – через фишинговые интернет-порталы и программы, которые полностью копируют сайты банков. Еще документы могут «слить» за определенную сумму недобросовестные коллекторские агентства и даже банки с туристическими фирмами. Затем проследить утечку будет сложно.
Эксперты отмечают, что есть и еще масса других способов. И каждый из них по-своему эффективен. Мошенники часто штудируют различные форумы, где пользователи оставляют сканы своих документов, причем в открытом виде. Наконец, аферисты могут взломать почту и оттуда уже похитить паспортные данные и другие ценные сведения.
Почему новый способ опасен?
Татьяна Голубовская, рассказала, почему новый метод представляет опасность: «Мы видим, что пользователи услуг «Сбербанка» самостоятельно отдают мошенникам свои деньги. То есть они без какого-либо принуждения называют кодовое слово и СМС-код, который приходит на телефон. Данный способ опасен в первую очередь своей простотой. Чтобы его воплотить в реальность, не нужно использовать какие-то инновационные технологии. Что еще печально, клиенты банка в дальнейшем не смогут вернуть свои денежные средства. Ведь они добровольно называют ключевые сведения. Следовательно, они дают согласие на перевод денежных средств. Увы, но новый способ мошенничества набирает обороты. И здесь клиенты должны помогать сами себе. Ведь в первую очередь из-за их доверчивости мошенники наживаются».
Есть ли способы защиты от мошенников?
Эксперты дают совет: никогда не сообщайте «сотруднику банка» кодовое слово, код, указанный на задней стороне карточки, и СМС-код, присланный на мобильный телефон. Не важно, из какого ведомства звонят. Пусть даже из службы межгалактической финансовой безопасности! Если раздался подозрительный звонок, и Вам сообщают о подозрительных операциях с карточкой банка, бросьте трубку, а затем перезвоните на горячую линию. Это совсем несложно, тем более что Вы пострадать можете очень сильно. Мошенники ведь обычно списывают всю сумму с карточки.
Интервью представителя «Сбербанка»
В одном из крупнейших банков страны уже прокомментировали ситуацию: «Конечно, мы знаем о том, что некоторые наши клиенты столкнулись с противоправными действиями определенной группы лиц. Наш банк систематически совершенствует систему антифрода. Следует понимать, что сотрудники финансового учреждения никогда не звонят клиентам с попыткой узнать персональные сведения. Если такое происходит, значит, с держателями карточки связываются мошенники. Еще могу сказать, что наша система антифрода срабатывает автоматическим образом, если обнаружены какие-то подозрительные операции по карточке. Затем уже клиент самостоятельно обращается в банк, например, приходит в офис или звонит по указанным телефонам. Важно понимать, что наши сотрудники сами не будут звонить, чтобы сообщить о подозрительной операции».