Представители Центробанка встретили с банкирами, чтобы в очередной раз отметить недопустимость неприемлемых тактик в области потребительского кредитования. В частности, речь идет об обходе требований по ограничению максимальных значений полной стоимости кредита (ПСК), недобросовестных продажах страховок и других продуктов, а также разных дополнительных услуг (например, посредством удаленных каналов).
Регулятор представил вниманию банкиров кейсы, где имеются прямые нарушения пунктов российского законодательства – а именно невключение в расчет ПСК всей суммы страховки. А ведь именно от нее зависит окончательная стоимость кредита. В качестве явного нарушения приведен пример со стоимостью дополнительной услуги, которая оплачивается клиентом за счет займа.
Центробанк обеспокоен попытками многих кредитных организаций обойти требования и извлечь прибыль. Часто банки одновременно с кредитным договором заключают с заемщиком дополнительное соглашение, которое повышает размер ставки. Еще один способ обхода текущих ограничений по кредиту – выдача POS-займов под видом кредиток с лимитом, который выше ПСК. Это делается для того, чтобы неразборчивый клиент не увидел разницы и переплатил больше. Особое внимание представители Центробанка обратили на реализацию так называемых «добровольных» дополнительных услуг. Они не сильно влияют на стоимость кредита, а вот отказаться от них заемщик не может.
Мнение эксперта
Михаил Мамута, который возглавляет Службу по защите прав потребителей ЦБ, отметил: «Одна из первостепенных задач финансового рынка в перспективе – обеспечить стимулами кредитные организации, чтобы они выстраивали долгосрочные стратегии повышения удовлетворенности и лояльности своих клиентов. Поэтому с нашей стороны необходимо развивать поведенческий надзор и не допускать недобросовестные практики со стороны банков».