Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который обяжет кредитные организации объяснить причину отказа в предоставлении ипотечных каникул. Автор документа – депутат Наталья Костенко, представляющая «Единую Россию».
Напомним, что закон позволяет гражданам обратиться в банк с просьбой предоставить ипотечные каникулы, если они попали в трудную жизненную ситуацию. Существуют разные критерии. Например, если официальный доход снизился более чем на 30 процентов, это значит, что человек попал в сложную жизненную ситуацию. Он имеет право просить банк предоставить каникулы по ипотеке на период, не превышающий полгода. В течение всего срока размер выплат может быть существенно уменьшен, или они могут быть вовсе приостановлены.
Почему возникла актуальность в законопроекте
Несмотря на рекомендации со стороны ЦБ быть лояльнее к ипотечным заемщикам, клиенты банков продолжают жаловаться на кредитные организации. Они считают, что им необоснованно отказывают в ипотечных каникулах.
Автор нового законопроекта Наталья Костенко объясняет: «Заемщики подают заявление на ипотечные каникулы, но банк отправляет им встречное предложение. Свою какую-то программу по реструктуризации ипотечной задолженности. Однако для клиента подобное предложение зачастую невыгодно с финансовой точки зрения. Например, ему предложили рефинансирование по более высокой процентной ставке, хотя заемщик изначально подавал заявление на предоставление ипотечных каникул. Подобные инициативы банков приводят к росту закредитованности населения».
Согласно новому законопроекту, банки уже не смогут просто отказать клиенту. Они обязаны указать причину, а почему они не могут предоставить заемщику ипотечные каникулы. Госпожа Костенко уверена, что инициатива депутатов положительно повлияет на текущую ситуацию на рынке: «Кредитные организации станут более ответственными при рассмотрении вопроса, связанного с изменениями условий кредитного договора».
Депутат добавила, что после принятия закона, если банк отказал клиенту без объяснения причины, тот вправе обратиться в суд (либо в органы досудебного урегулирования споров), чтобы обжаловать решение кредитной организации. Так он защищает свои права как потребитель финансовых услуг.