Эксперты из ПАО «Почта Банк» внимательно следят за событиями, которые происходят на всероссийском форуме MFO RUSSIA FORUM. В частности, было сказано о том, что Центральный Банк страны изменил кредитные истории почти трех миллионов граждан России. Причем речь идет о первых девяти месяцах текущего года. То есть была изменена КИ российских заемщиков с января по октябрь 2018 года. Представитель ЦБ, Сергей Колганов, возглавляющий отдел по защите прав потребителей финансовых продуктов, сообщил, что такие меры были приняты в рамках превентивного надзора, который осуществляется главным банком страны.
Господин Колганов напомнил всем присутствующим на форуме, что испорченная кредитная история – та КИ, которая содержит ложные сведения именно по вине МФО или банка, но никак не их клиента. Следует понимать различия. Если в испорченной истории виноват сам заемщик, то ЦБ не вмешивается. Собственно, кредитная история представляет собой лицо заемщика, она в большинстве случаев становится ключевым фактором при принятии решении об одобрении кредита.
Вот что сказал господин Колганов: «В этом году (с января по октябрь) Центральный Банк обновил около трех миллионов кредитных историй. Это связано с тем, что они были испорчены каким-то образом, либо содержали откровенно ложные сведения со стороны кредитора. Причем речь идет не только о микрофинансовых организациях, и о более крупных кредиторах. Перед тем как принять решение, мы внимательно проанализировали рынок в целом».
Согласно статистике, которой располагает главный банк РФ, подавляющее большинство нарушений со стороны микрофинансовых организаций связаны с элементарными задержками в обновлении КИ граждан. Если взглянуть на законодательство, то увидим, что финансовое учреждение обязано отправлять все данные в Бюро кредитных историй в течение пяти дней. Однако большинство МФО по тем или иным причинам не успевают этого сделать. Поэтому внесенные позже данные считаются недостоверными, они аннулируются. Таким образом, если у человека была испорчена кредитная история, но при этом данные получены с опозданием, то Центральный Банк аннулирует их. Справедливо или нет, таков закон.
Эксперты из ПАО «Почта Банк» отметили, что есть и другая причина, почему Банк России исправляет кредитные истории. Увы, но многие МФО действуют в обход закона и вообще не имеют официальных соглашений с Бюро кредитных историй. К таким микрофинансовым организациям используют особенно жесткие наказания. Например, уже пять МФО лишились лицензий за то, что у них не было договоров с одной из официально зарегистрированных в стране Бюро кредитных историй.
Сотрудники ПАО «Почта Банк» добавляют, что гражданам следует систематически проверять кредитную историю. Вполне возможно они даже не знают о том, что она испорчена. Сейчас существуют сервисы, которые позволяют это сделать дистанционно. Плюс многие МФО предлагают такую услугу в качестве дополнения к займу. Есть еще один вариант – посетить сайт ЦБ и подать запрос там.