Все большее число обращений к финансовому омбудсмену связано с неправомерным взиманием комиссии за перечисление микрозайма. Подобная практика используется микрофинансовыми организациями для увеличения прибыли и обхода правил регулятора. Финансовые уполномоченные заявили, что принимают решение по таким делам в пользу клиентов МФО.
Пояснение омбудсмена
Юрий Воронин, являющийся финансовым уполномоченным, рассказал: «На удержание микрофинансовой организацией комиссию за выдачу денежных средств приходится около одной трети от всех обращений граждан. В кредитном договоре компания прописывает способы зачисления займа и комиссию по каждому из них».
В качестве примера господин Воронин привел случай, произошедший в Санкт-Петербурге. Жительница северной столицы взяла микрозайм на сумму 23 000 рублей. А МФО удержала из этой суммы 575 рублей в качестве комиссии за перевод средств на банковскую карту клиента. Когда заемщик рассчитался с задолженностью, он обратился к омбудсмену с просьбой разобраться, а обоснованно ли микрофинансовая организация взимала комиссию за перевод. Юрий Воронин удовлетворил жалобу клиентки МФО.
«Такие ситуации, когда с клиента взимают комиссию за выбор канала перевода денег, МФО поясняют довольно просто. В кредитных компаниях считают такие действия законными и относят их к дополнительным услугам, которые должен оплачивать именно заемщик. Но такого априори не должно быть. После оформления кредитного договора компания обязана выдать займ клиенту. То есть это действие, без которого в принципе невозможно исполнение кредитного договора», — пояснил финансовый омбудсмен.
Господин Воронин подчеркнул, что МФО не могут брать комиссию за перевод средств на банковскую карту и другие способы зачисления. Он обратил внимание, что омбудсменов в этом полностью поддерживают и суды.
«Исходя из обращений, можно сказать, что в среднем комиссия за перевод средств клиенту составляет около 3-4 процентов от суммы займа. Либо МФО фиксируют конкретную сумму. К сожалению, многие заемщики считают ее маленькой, поэтому легко соглашаются с условиями кредитного договора. Они даже не подозревают, что включение комиссии за перевод является незаконным. И они легко могут добиться возврата денег, обратившись к финансовому уполномоченному», — рассказал Юрий Воронин.
Отметим, что с 1 января 2020 года омбудсмены рассматривают дела клиентов МФО в досудебном порядке. Заемщик, если у него есть претензии к кредитной компании, должен обратиться сначала к финансовому уполномоченному. Запросы являются бесплатными. Омбудсмен рассматривает только дела, связанные с кредитными договорами на сумму не более полумиллиона рублей.