Центральный Банк теперь может фиксировать недобросовестные практики непосредственно во время проверок финансовых организаций. Начиная с осени 2021 года, представители ЦБ могут оперативно выявлять следующие нарушения:
- продажа одного продукта под видом другого, более дорогого;
- введение клиента в заблуждение (например, представитель банка не предоставит полную информацию о комиссии по кредиту или умолчит о ней);
- предоставление искаженной информации о продукте, из-за чего клиент получает неверное представление о нем.
Новая редакция инструкции регулятора зарегистрирована Министерством юстиции России. С помощью нововведения представители Центробанка могут своевременно выявлять практики, которые наносят ущерб клиентам финансовых организаций, а также создают прямую угрозу их законным интересам.
После проверки и выявленных нарушений Центробанк вправе потребовать от банка, МФО или другой финансовой организации корректировки их взаимодействия с клиентами. Кроме того, регулятор вправе оперативно применять в отношении нарушителей меры.
Мнение эксперта
Михаил Мамута, который возглавляет Службу по защите прав потребителей Центрального Банка, рассказал, что дадут расширенные инструменты проверок: «Поведенческий надзор регулятора состоит не только из анализа жалоб клиентов финансовых компаний. Наша первоочередная задача – восстановить нарушенные права конкретных заявителей. Также мы должны проводить целый перечень мер, чтобы выявить и пресекать недобросовестные практики со стороны участников финансового рынка.
Сегодня арсенал регулятора расширен благодаря появлению новых инструментов проверок. А значит, мы можем оказывать точечное воздействие на финансовые организации и применять в отношении них адекватные меры в случае выявления недобросовестных действий. Это повысит эффективность поведенческого надзора».